пятница, 17 февраля 2012 г.

Сочинение по отрывку из романа Л. Леонова «Русский лес». Взросление


ЗАДАНИЕ С2.1

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения.Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 


ТЕКСТ

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
 (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.
 (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
 (6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с
 какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
 (10)Варя сразу наткнулась на главное место.
 (11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
 (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,
 словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»
 (27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
 (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
(По Л. Леонову*)


СОЧИНЕНИЕ

Вступление
     Каждый человек в определенный период жизни проходит путь взросления. Большинство людей взрослеет в течение ряда лет, постепенно набираясь жизненного опыта. Кто-то становится взрослым быстро, совершая, например, какой-либо героический поступок. И лишь у немногих взросление происходит мгновенно, неожиданно.
Формулировка проблемы
    Проблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора романа «Русский лес» Леонида Леонова. Она не зависит от времени, от национальной принадлежности человека и от того, жителем какой страны он является. А от чего же зависит взросление?

Комментарий к сформулированной проблеме
     Так, размышляя над причинами запоздалого взросления нынешних молодых людей, можно сказать, что сегодня многие юноши и девушки окружены заботой близких людей, обеспечивающих их материальное благополучие и душевный комфорт, большинство из них не испытывает чувства ответственности за других, не знает войн и голода. А ведь именно война часто делает человека взрослым, заставляя принимать ответствественные решения.
                                     
Позиция автора
    Так, герой представленного текста становится взрослым именно на войне. Леонид Леонов, размышляя над проблемой взросления человека, показывает условия – необычные, неожиданные – этого взросления. Он утверждает, что необязательно «семь раз кровью облиться», чтобы стать мужчиной. Порой молодому человеку достаточно получить скромный букетик цветов от маленькой девочки, чтобы почувствовать ответственность не только за себя, но и за таких вот детей, желание защитить их, уберечь от страшной беды.

                                            Моя позиция. Аргументы
      Трудно не согласиться с позицией автора. Взросление может произойти с человеком порой неожиданно, и война часто служит, образно выражаясь, катализатором обретения зрелости. В подтверждение этого можно привести ряд аргументов.
         
      Если мы обратимся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», то, конечно, вспомним юного Петю Ростова, который в пятнадцать лет, несмотря на уговоры семьи, добровольно отправился на войну с французами, чтобы постоять за Отечество, защитить своих близких от врага.
    
     Из повести Валентина Катаева «Сын полка», посвящённой другой Отечественной войне, мы узнаём, что герой её, Ваня Солнцев, потерявший в военное время всех близких и оказавшийся на оккупированной фашистами территории, хлебнувший лиха, попадает наконец на батарею разведчиков, которой командует капитан Енакиев. Он, совем ещё мальчик, став сыном полка, храбро воюет, ходит, рискуя жизнью, в немецкий тыл. Война делает этого ребенка взрослым человеком, готовым постоять за Родину, за жизнь людей.
     Главное, что объединяет этих столь разных героев, - их мысли, чувства, желание быть нужным своему Отечеству в пору тяжких испытаний. Есть чему поучиться у таких, как Петя Ростов и Ваня Солнцев, есть чему позавидовать многим моим сверстникам!
   


Источник: torop4-2011.narod2.ru/.../EGJE._Sochinenie_o_vzroslenii._Russkii_...

27 комментариев:

  1. В сочинении я не нашла жизненного аргумента. А он ведь обязательный элемент в сочинении ЕГЭ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так называемый "жизненный аргумент" вовсе не обязателен: нужно привести два аргумента в доказательство собственной позиции.
      Если один из Ваших аргументов будет "литературный", он оценивается в два балла.
      Оцениваются только первые два аргумента.

      Удалить
    2. По правилам этого года, если в сочинении больше 2 аргументов, то оцениваться будут те, которые являются более сильными

      Удалить
    3. Он не обязателен (жизненный аргумент) за него даётся 1 балл, лучше всего если написано 2-3 литературных аргумента, так как они показывают начитанность и просвещённость ученика.

      Удалить
    4. да,согласна с предыдущим ответом!

      Удалить
    5. Аргументов должно быть не более 2. Если напишете больше, эксперты всё равно будут проверять только первые 2. Они не станут разбираться, какой аргумент лучше.

      Удалить
  2. От имени своего блога вручаю Вам награду Чудо-блог! Принимайте эстафету!

    ОтветитьУдалить
  3. Марина Анатольевна Шилкова26 февраля 2012 г., 15:26

    как эксперт, снизила бы баллы по К2 - комментарий не основан на тексте, К4 - приняла бы только Ваню Солнцева, т.к. про Петю Ростова - пример (нет ни слова о взрослении, т.е. нет связи с тезисом), по К5 - заключение логически не связано с проблемой ВЗРОСЛЕНИЯ, заявленной в тезисе, по К6 - неуместное единоначатие в 3 и 4 абзацах, по К10 - в первом абзаце 4 однокоренных слова - речевая ошибка. Может быть, я слишком суровый эксперт, но на перепроверку мои работы не уходили...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина Анатольевна! Думаю, на примере этого сочинения можно проанализировать недостатки работы.

      Удалить
    2. Комментарий основан на проблеме.Да и есть два типа комментария:концепционный и текстуальный.

      Удалить
  4. Марина Анатольевна Шилкова27 февраля 2012 г., 2:49

    Да, это полезная работа! Кроме того, ориентируйте на работу ПО КРИТЕРИЯМ - это точнее, чем по заданию С1.

    ОтветитьУдалить
  5. А разве однокоренные слова не являются средством связи предложений?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Анатольевна Шилкова3 марта 2012 г., 10:37

      в данном случае - перегруз! "Большинство людей набирается жизненного опыта в течение ряда лет, кто-то - быстро, совершая, например, какой-либо героический поступок. И лишь у немногих этот процесс происходит мгновенно, неожиданно.
      (только вот разница между быстро и мгновенно не обозначена)
      в этом случае связь между абзацами будет поддерживаться словом "взросление" в начале второго абзаца и не будет создаваться впечатление бедности словарного запаса.

      Удалить
    2. Марина Анатольевна, ещё раз спасибо Вам за консультации!

      Удалить
  6. Марина Анатольевна, Вы очень справедливо и точно определили недостатки сочинения.Спасибо! Эксперт.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный21 мая 2012 г., 5:23

    Сочинение по тексту Леонова.
    Взросление человека..У каждого это происходит по-разному. А через что приходится проходить людям, чтобы повзрослеть? Над этим вопросом заставляет задуматься Л.М. Леонов, русский писатель, общественный деятель.
    Проблема взросления, которую поднимает автор, очень актуальна, потому что она касается каждого из нас. Ведь любой человек проходит через эту ступень, только у каждого своя дорога. Кто-то познает мир в обычных, мирных условиях, дающих человеку время, чтобы он осознал всё, что будет, когда он повзрослеет. Другие становятся взрослыми, попав в военные условия, осознав всю ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь товарищей.
    Этим людям предстоит испытать силу духа и принять поистине взрослое, самостоятельное решение. Что и совершил Родион, герой текста Л.М. Леонова, приняв букет от маленькой девочки. Этот букет - “словно огонь за пазухой”, - вот его “купель зрелости”. Постепенно автор подводит нас к мысли, что за свои поступки нужно отвечать. Именно это означает взросление человека, по мнению Леонова.
    Я полностью согласен с позицией автора в том, что человек должен научиться адекватно принимать важные решения. Безответственный человек никогда не переступит черту взросления.
    Таким человеком можно считать А. Гринева из повести Пушкина “Капитанская дочка”. Его пора взросления наступает тогда, когда он отказывается присягать Пугачеву.
    Поступок Маргариты в произведении М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, - можно считать проявлением её зрелости. Она ради своего любимого прошла очень много испытаний, которые создал её Воланд.
    Таким образом, чтобы стать взрослым человеком, нужно пройти какое- то испытание. И каждому из нас судьба ставит свои условия. И надеюсь, что когда у меня настанет пора взросления, я справлюсь со всеми трудностями, чтобы преодолеть ступень зрелости.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный30 мая 2012 г., 11:52

      в сочинении лучше не говорить о себе,т.е. вывод нужно немного переделать

      Удалить
  8. где найти основную тему сын полка

    ОтветитьУдалить
  9. На мой взгляд баллы можно снизить только по К-2 и К-4,остальное зависит от настроения эксперта, ИМХО

    ОтветитьУдалить
  10. Фрагмент из романа Л.Леонова «Русский лес» заставил меня задуматься над актуальной философской проблемой взросления молодого человека. Проблему взросления Л.Леонов, русский писатель, общественный деятель, раскрывает на примере молодого солдата Родиона, часть которого проходила в отступлении через одну из русских деревень. Автор не случайно подчёркивает, что Родион не боится предстоящих сражений. Он не трус. Но, приняв букетик полевых цветов от девочки, зажмурился. И этот простенький букетик ребёнка стал для него испытанием силы духа. Леонов задерживает наше внимание на тех ощущениях, которые пережил герой, взяв от девочки, покидаемой на милость врага, букетик. Этот «засохший веничек» помог Родиону обрести ответственность за судьбы народа, России, стал для него «купелью зрелости».
    Так автор подводит нас к мысли о том, что не обязательно обливаться кровью, доказывать свою физическую силу, чтобы стать взрослым. Гораздо важнее испытание силы духа, ощущение ответственности за свои поступки, за судьбу доверившихся тебе людей. В этом, я думаю, и заключается авторская позиция.
    Я полностью согласна с позицией автора. Взрослый человек самостоятелен в мыслях и действиях. Но этого недостаточно, чтобы стать по- настоящему взрослым человеком. Надо понимать, что ты ответственен за свои поступки, за судьбу близких. А в случае необходимости - за Родину.
    Проблема, поднятая Л.Леоновым, волновала многих русских писателей, в том числе и Л.Н.Толстого, и М.Булгакова. Л.Н.Толстой В романе «Война и мир» раскрывает проблему взросления на примере Пети Ростова. С детским представлением Петя пришёл на войну. Не готов он к войне и её жестокости. Но у этого ребёнка появилось чёткое представление о том, что нужно. Не подкачал необстрелянный мальчик в разведке, потому что почувствовал взрослую ответственность за своё поведение. И пусть он живёт в своём выдуманном, сказочном мире, но он с честью выдержал испытание силы духа, с честью прошёл испытание на взрослость.
    А пора взросления Николки Турбина в романе М.Булгакова «Белая гвардия» начинается не тогда, когда он мечтает о подвиге. Армия гибнет прежде, чем представится ему случай совершить героический поступок. Николка, рискуя жизнью, мечется по простреливаемому городу, чтобы найти близких Най-Турса и похоронить его по-человечески. Чувство ответственности заставляет Николку преодолевать страх. И это его «купель зрелости»!
    И Леонов, и Толстой, и Булгаков помогли мне понять, что главной ценностью взрослого человека является такое качество, как ответственность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный22 мая 2013 г., 3:51

      Большая часть сочинения отсюда:http://tertan.ucoz.ru/publ/tvorcheskie_raboty/sochinenie_po_tekstu_l_leonova_o_vzroslenii/4-1-0-36

      Автор: Куулар Айдаш

      Что такое взросление? Как люди становятся взрослыми? У каждого это происходит по-разному. Об этом и размышляет автор предложенного текста Л. Леонов.

      Проблема взросления, которую поднимает автор, очень актуальна, потому что она касается каждого из нас. Каждый человек проходит через этот этап жизни, но у каждого своя дорога взросления. Одни люди познают мир в обычных мирных условиях. Другие становятся взрослыми, попав в военные условия, которые осознают ответственность за жизнь товарищей и за жизнь родных и близких. Таким людям предстоит укрепить силу духа и принять взрослое, самостоятельное решение, что и совершил Родион, герой текста Л. Леонова, приняв букет от маленькой девочки. Этот букет – «словно огонь за пазухой», - вот его «купель зрелости».

      Постепенно автор подводит нас к мысли, что за свои поступки нужно отвечать. Именно это означает взросление человека, по мнению Л. Леонова.

      Я полностью согласен с позицией автора в том, что человек должен научиться принимать важные решения.

      Проблема, поднятая Л.Леоновым, волновала многих русских писателей, в том числе Л.Толстого и М.Булгакова. Л.Толстой в романе «Война и мир» раскрывает проблему взросления на примере Пети Ростова. С детским представлением Петя пришел на войну. Он был не готов к жестокости войны, но он не подвел в разведке, потому что почувствовал взрослую ответственность за свое поведение. Он с честью выдержал испытание на взрослость.

      Пора взросления Николки Турбина в романе М.Булгакова «Белая гвардия» начинается с того момента, когда он, рискуя жизнью, мечется по городу, чтобы найти близких и похоронить по-человечески. Чувство ответственности заставляет Николку преодолевать страх. И это его пора взросления.

      И Леонов, и Толстой, и Булгаков помогли мне понять, что главной ценностью взрослого человека является такое качество, как ответственность.

      Удалить
    2. Анонимный22 мая 2013 г., 7:17

      Какова оценка этого сочинения по критериям, уважаемые учителя?

      Удалить
  11. Анонимный23 мая 2013 г., 7:25

    Какие же будут тексты на ЕГЭ в этом году?

    ОтветитьУдалить
  12. А почему нет вывода?

    ОтветитьУдалить
  13. В аргументах пересказ текста категорически запрещен, а вы им злоупотребляете

    ОтветитьУдалить