вторник, 8 ноября 2011 г.

Морфологические нормы. Употребление имён прилагательных (подготовка к заданию А3)

Изучение материала данной статьи поможет подготовиться к заданию А3 экзаменационного текста. 
Статья содержит теорию и 4 теста.

1. Употребление кратких форм

Только прилагательное в краткой форме (употребляясь в роли сказуемого!) может иметь зависимые слова.

Прилагательные в полной форме (в функции сказуемого!) не должно иметь зависимых слов. В противном случае это ведёт к ошибке.


Неправильно: Мой ребёнок больной ангиной.
Правильно: Мой ребёнок болен ангиной.


Напомню, что краткие прилагательные отвечают на вопросы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ? (полные - КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и др.)и имеют следующие окончания:
в м.р. - нулевое (опасен)
в ж.р. - а, -я (опасна)
в ср.р. - о, -е (опасно)
во мн.ч. - и, -ы (опасны) 
То есть окончания кратких прилагательных могут состоять максимум из одной гласной, а окончания полных прилагательных - из двух или трёх букв (опасный, опасному).


Тест 67. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Мы готовы к отъезду.
2. Мой ребёнок склонный к простуде.
3. Наш край богатый талантами.
4. Мальчик способен к математике.
5. Она была слаба здоровьем.




2. Употребление степеней сравнения прилагательных и наречий

Прилагательные и наречия имеют 2 степени сравнения: сравнительную и превосходную, которые, в свою очередь, имеют две формы - простую и составную.


Вспомним, как образуются эти формы.


а) Простая и составная формы сравнительной степени


Простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов -ЕЕ (-ЕЙ), -Е, -ШЕ: 


больной, больно - больнее, больней
жаркий, жарко - жарче
ранний, рано - раньше

Простая форма сравнительной степени некоторых прилагательных и наречий образуется от других основ:

плохой, плохо - хуже (нельзя: плохее)
хороший, хорошо - лучше (нельзя: хорошее)

Составная форма сравнительной степени образуется при помощи слов БОЛЕЕ (МЕНЕЕ), которые прибавляются к начальной форме прилагательного или наречия:

приветливый, приветливо - более приветливый, более приветливо


б) Простая и составная форма превосходной степени 


Простая форма превосходной степени прилагательных и наречий образуется при помощи суффиксов -ЕЙШ- (-АЙШ-), -ЕЙШЕ (-АЙШЕ):

справедливый, справедливо - справедливейший, справедливейше
глубокий, глубоко - глубочайший, глубочайше


Внимание: простая форма превосходной степени наречий в настоящее время устарела и употребляется крайне редко. 


Составная форма превосходной степени прилагательных  образуется при помощи слов САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ (НАИМЕНЕЕ), которые присоединяются к начальной форме прилагательного:


слабый - самый слабый, наиболее слабый

Составная форма превосходной степени наречий образуется при помощи слова ВСЕХ (ВСЕГО), которое присоединяется к сравнительной степени наречия:


близко - ближе всех


Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к следующим ошибкам


  • более дороже (надо: дороже или более дорогой)
  • самый наибольший (надо: наибольший или самый большой)
Запомните следующие формы сравнительной степени: 

звонкий, звонко - звонче 
сухой, сухо - суше
горький, горько - горше
сладкий, сладко - слаще
хлёсткий, хлёстко - хлёстче
малый, мало - меньше
плохой, плохо - хуже
хороший, хорошо - лучше

Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается.

Сравните: 
Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению с кем?)
и

Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.

Тест 68. Отметьте нарушения норм употребления форм степеней сравнения имён прилагательных и наречий.

1. Нина бойчее Зои.
2. На этом вопросе стоит остановиться несколько подробнее.
3. Желаю всего самого хорошего.
4. Фраза на этот раз звучит звонче.
5. Указанный признак здесь более сильнее.

Тест 69. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных и наречий.

1. Этот дом более высок.
2. Поступок имел самые тяжелейшие последствия.
3. Отец у Коли более строже.
4. На тёмном фоне этот рисунок выглядит менее красивым.
5. Чаще, чем прежде, встречаются здесь архаизмы.

Тест 70. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.
1. Что может быть яснее и проще этого дела?
2. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.
3. Этот учитель более строгий.
4. Комната низкая для такой мебели.
5. Молодой фермер ожидает в этом году богатейший урожай гречихи.
6. Этот удар оказался ловчее предыдущего: мяч достиг цели.
7. У мамы характер мягче, чем у бабушки.

Тест 71. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.
1. Показатели у первой группы более выше, чем у второй.
2. Наиболее распространённой классификацией является классификация, разработанная чешскими учёными.
3. Дипломная работа должна быть переплетённая.
4. Поведение его было далеко не безупречно.
5. По счастливой случайности потерпевшая тогда осталась жива.
6. Любой объект частной собственности неприкосновенен.
7. Не слишком ли велики материальные потери?
8. Такие объяснения в корне ошибочны.

Источник:  Т.Б.Карпова, Е.А.Баженова, Л.Р.Дускаева "Нормы русского языка в таблицах и тестах" Пермь 2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий