Данная статья содержит 6 небольших памяток, которые помогут подготовиться к написанию экзаменационного сочинения (задание С1):
Памятка 1. Основная проблема.
Памятка 2. Оценочные слова.
Памятка 3. Аргументы.
Памятка 4. Авторская позиция.
Памятка 5. Комментарии.
Памятка 6. Этическая ошибка.
Памятка 1. Основная проблема
Основная проблема - это та,
- которая стала объектом раздумий автора;
- над которой он в основном размышляет;
- к которой он неоднократно возвращается;
- по которой отчётливо заявлена авторская позиция.
В тексте
- исследуется
- анализируется
- поднимается
- рассматривается
- затрагивается
проблема (чего? - Р.п.)
- нравственного выбора
- экологии
- добра и зла и т.д.
Автором проблема может быть:
- поставлена
- изложена
- рассмотрена
- выдвинута
- затронута
- поднята
- сформулирована
- исследована
- проанализирована
Памятка 2. Оценочные слова
Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной!
- с удовольствием прочитал...
- нельзя остаться равнодушным...
- к сожалению, ...
- к немалому удивлению, узнал, что...
- убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
- разделяя негодование автора, хочу сказать, что...
- оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение
- возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...
- интересно то, как автор ... и т.п.
Памятка 3. Аргументы
Аргументами также являются:
- ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
- имена исторических деятелей
- ссылки на признанные авторитеты и их произведения
- свидетельства очевидцев
- названия событий
- цитаты
- даты
- различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
- собственные наблюдения и выводы
- положения официальных документов
- различные общественные законы
- законы природы
- народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.)
- статистические данные
- примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
- примеры из жизни окружающих
Памятка 4. Авторская позиция
Авторская позиция может быть выражена:
1. Чётко, прямо, непосредственно
- в названии текста
- в отдельных предложениях текста
- через ряд аргументов
- риторические вопросы
- риторические восклицания
- порядок слов
- лексические повторы
- оценочную лексику
- модальные слова и частицы
- ряд вводных слов, словосочетаний, предложений
Языковые клише для изложения авторской позиции:
- Автор считает, что...
- Автор утверждает, что...
- Автор убеждён, что... и подобная уверенность небезосновательна.
- Автору важно убедить читателя в том, что...
- Бесспорно мнение автора о том, что...
- Цель автора - заставить читателя обратить внимание на ...
- Задача автора - убедить читателей в том, что...
- Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: ...
- Автор подводит читателя к мысли о том, что...
- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
- Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: ...
- "..." - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
- "..." - в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста.
- "..." - это высказывание точно отражает позицию автора.
- ... - вот основная идея (мысль) текста.
- "..." - именно эта мысль отражает авторскую позицию.
- ... - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
- ... - в этом предложении звучит прямая авторская оценка...
- ... - всё это позволило автору выразить мысль о том, что...
- ... - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
- ... - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
- Позиция автора очевидна: ...
Памятка 5. Комментарии
В комментарии не должно быть:
- пересказа исходного текста или любой его части
- рассуждений по поводу всех проблем текста
- комментариев о действиях героев текста
- общих рассуждений о тексте (ведь экзаменуемому нужно прокомментировать одну из проблем!)
Памятка 6. Этическая ошибка
Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.
Речевая агрессия - это
- грубое, оскорбительное, обидное общение;
- словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.
Источник: Г.Т.Егораева "Русский язык. ЕГЭ 2011. Практикум 3 (С)". Издательство "Экзамен", Москва 2011
Комментариев нет:
Отправить комментарий