воскресенье, 6 ноября 2011 г.

Памятки (подготовка к заданию С1)

Данная статья содержит 6 небольших памяток, которые помогут подготовиться к написанию экзаменационного сочинения (задание С1):
Памятка 1. Основная проблема.
Памятка 2. Оценочные слова.
Памятка 3. Аргументы.
Памятка 4. Авторская позиция.
Памятка 5. Комментарии.
Памятка 6. Этическая ошибка.

Памятка 1. Основная проблема

Основная проблема - это та, 
  • которая стала объектом раздумий автора;
  • над которой он в основном размышляет;
  • к которой он неоднократно возвращается;
  • по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

В тексте
  • исследуется
  • анализируется
  • поднимается
  • рассматривается
  • затрагивается
проблема (чего? - Р.п.)
  • нравственного выбора
  • экологии
  • добра и зла и т.д.
Автором проблема может быть:
  • поставлена
  • изложена
  • рассмотрена
  • выдвинута
  • затронута
  • поднята
  • сформулирована
  • исследована 
  • проанализирована

Памятка 2. Оценочные слова        

Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной!

  • с удовольствием прочитал...
  • нельзя остаться равнодушным...
  • к сожалению, ...
  • к немалому удивлению, узнал, что...
  • убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
  • разделяя негодование автора, хочу сказать, что...
  • оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение
  • возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...
  • интересно то, как автор ... и т.п.

Памятка 3. Аргументы

Аргументами также являются:

  • ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
  • имена исторических деятелей
  • ссылки на признанные авторитеты и их произведения
  • свидетельства очевидцев
  • названия событий
  • цитаты
  • даты
  • различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
  • собственные наблюдения и выводы
  • положения официальных документов
  • различные общественные законы
  • законы природы
  • народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.)
  • статистические данные
  • примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
  • примеры из жизни окружающих
 
Памятка 4. Авторская позиция


Авторская позиция может быть выражена:

1. Чётко, прямо, непосредственно
  • в названии текста
  • в отдельных предложениях текста
  • через ряд аргументов
2. Через модальный план текста
  • риторические вопросы
  • риторические восклицания
  • порядок слов
  • лексические повторы
  • оценочную лексику
  • модальные слова и частицы
  • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений

Языковые клише для изложения авторской позиции:


  • Автор считает, что...
  • Автор утверждает, что...
  • Автор убеждён, что... и подобная уверенность небезосновательна.
  • Автору важно убедить читателя в том, что...
  • Бесспорно мнение автора о том, что...
  • Цель автора - заставить читателя обратить внимание на ...
  • Задача автора - убедить читателей в том, что...
  • Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: ...
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что...
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
  • Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: ...
  • "..." - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
  • "..." - в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста.
  • "..." - это высказывание точно отражает позицию автора.
  • ... - вот основная идея (мысль) текста.
  • "..." - именно эта мысль отражает авторскую позицию.
  • ... - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
  • ... - в этом предложении звучит прямая авторская оценка...
  • ... - всё это позволило автору выразить мысль о том, что...
  • ... - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
  • ... - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
  • Позиция автора очевидна: ...

  Памятка 5. Комментарии

В комментарии не должно быть:
  • пересказа исходного текста или любой его части
  • рассуждений по поводу всех проблем текста
  • комментариев о действиях героев текста
  • общих рассуждений о тексте (ведь экзаменуемому нужно прокомментировать одну из проблем!)

Памятка 6. Этическая ошибка

Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.

Речевая агрессия - это
  • грубое, оскорбительное, обидное общение; 
  • словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.

Источник: Г.Т.Егораева "Русский язык. ЕГЭ 2011. Практикум 3 (С)". Издательство "Экзамен", Москва 2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий