четверг, 5 апреля 2012 г.

Материал для самопроверки

Проверяем это задание.


Условные обозначения:

  • синим цветом выделен причастный оборот,
  • зелёным цветом выделен деепричастный оборот,
  • красным цветом выделено определяемое слово для причастного оборота,  
  • подчёркиванием выделена грамматическая основа предложения, 
  • [  ] границы предложений,
  • |  | - границы причастного и деепричастного оборотов.



1.  [Разноцветные заросли (1) ,|образоваННые одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами|, (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день].   1,3

2. [Амбра (1) ,|долго пробыВШая в морской воде|(2) или |специально очищЕННая|, (3) имеет |едва уловИМый|(4) запах жасмина]1,3

3. [В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) ,|устремлЁННыми к солнцу|, (2) и (3) |окутаННыми  розовой  дымкой|(4) деревьями].  1,2

4. [Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ,|ушедШего из деревни с обозом в Москву|(2) и (3) |стаВШего со временем величайшим учёным|, (4) известна сегодня каждому школьнику]1,4

5. [Нарядных бабочек-крапивниц (1) ,|легко порхаЮЩих|(2) или |греЮЩихся на солнце|, (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной].  1,3

6. [Грозовая туча (1) ,|по временам сверкаВШая молниями|(2) и |издаваВШая недовольное рокотание|, (3) спешила на северо-восток (4) ,|всё более открываЯ тёмное звёздное небо|].  1,3,4

7. [|СмешиваЯсь с солёными морскими ветрами|, (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) |целебно действуЮЩую (4) на людей|атмосферу].  1

8. [Перифразаоборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) ,|содержАЩим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица| (3) и |помогаЮЩим (4) избежать неоправданных повторов в тексте|].   1

9. [На картине будут лишь (1) |омыТый дождём| (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) |бегУЩие по влажной траве| (4) тени сизых туч (5) ,|гонИМых ветром|].  5

10. [Сад (1) ,|всё больше редеЯ| и |переходЯ в настоящий луг|, (2) спускался к (3) |поросШей зелёным камышом и ивняком| (4) реке].  1,2

11. [По длинному зыбкому плоту (1) ,|сделаННому из трёх связанных брёвен|, (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) ,|держАсь (4) недалеко от берега|].  1,2,3

12. [Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1),|всё покрыТое мелкой рябью золотых чешуек|а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо– [и по нему (2) ,|торжествуЯ| (3) и |словно смеЯсь|, (4) катилось ласковое солнце].     1,2,4

13. [Один за другим к костру (1) ,|медленно угасаЮЩему в ночи|, (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) ,|глядЯ на нас (4) умными глазами|].   1,2,3

14. [Выпускники (1) ,|всё чаще задумываЯсь о предстоящем расставании со школой|, (2) по-новому смотрят на |незаметно повзрослеВШих| (3) одноклассников (4) ,|стремЯсь видеть в них только хорошее|].   1,2,4

15. [Леонид Леонов (1) ,|являЯсь классиком русской литературы 20 века|, (2) был неутомимым защитником русского леса (3) ,|назваННого им (4) «зелёным другом»|].   1,2,3

16. [Воробей (1) ,|неожиданно взлетеВ|, (2) исчез в светлой зелени сада (3), |прозрачно сквозиВШей (4) на фоне предвечернего неба|].   1,2,3

17. [Степной воздух (1) ,|наполнЕННый тысячью разных птичьих свистов|, (2) был жарким], а [в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) ,|распластаВ свои крылья| (4) и |неподвижно устремиВ глаза свои в траву|]…   1,2,3

18. [По ясному небу плавно неслись (1) ,|не закрываЯ солнца|, (2) низкие дымчатые облака (3) ,|постепенно исчезаЮЩие (4) в синеве|].   1,2,3

19. [В числе чудаков (1) ,|жиВШих в Москве в грибоедовские времена|, (2) был человек (3) ,|описаННый в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича|].    1,2,3

20. [Дорога (1) ,|поворачиваВШая вправо|, (2) шла через огромное поле (3), |засеяННое яровыми|, (4) и углублялась в лес].    1,2,3,4

21. [С моря дул влажный холодный ветер(1) ,|разносЯ по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны|]. (причастный оборот набегавшей на берег входит в деепричастный оборот)   1

22. [Утки (1) ,|испугаННые внезапным появлением охотников|, (2) шумно поднялись и (3) ,|кувыркаЯсь в воздухе|, (4) медленно и тяжело полетели прочь].   1,2,3,4

23. [Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) ,|создаВШей совершенно неповторимый поэтический мир| (2) и (3) |свято вериВШей (4) в свою музу|].   1

24. [В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) ,|артистично владеЮЩих (2) рисунком, живописью, композицией| и (3) |создаЮЩих (4) великолепные полотна|].     1

25. [Перед нами лежала Койшаурская долина (1) ,|пересекаЕМая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой|], (2) и (3) ,[|убегаЯ в соседние теснины от тёплых лучей солнца|, (4) скользил по ней голубоватый туман].  1,2,3,4

26. [Перед нами открылся великолепный вид][река вьётся (1) ,|тускло синеЯ сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам|], и [человек (3), |охвачЕННый светлым дыханием весны|, (4) крепнет][вольнее ему дышится][радостнее у него на душе].   1,3,4

27. [|СоздаННый Блоком| (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2),|пугаЮЩая (3) и неодолимо влекУЩая к себе|, (4) подавляют поэта].  2,4

28. [А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) ,|упираЯсь друг в друга головами|, (3) читали длинный список драгоценностей (4) ,|некогда принадлежаВШих тёще Ипполита Матвеевича|].    2,3,4

29. [Мы перебрались через реку по зыбкому плоту (1) ,|сделаННому из трёх связанных брёвен|, (2) и пошли направо (3) ,|держАсь (4) поближе к берегу|].  1,2,3

30. [|ОбразоваННый на речке| (1) пруд (2) ,|по диагонали пересекаВШий усадьбу Абрамцево|, (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) ,|раскинуВШегося к юго-востоку от усадебного дома| ].   2,3,4


4 комментария:

  1. Здравствуйте, Марина Анатольевна!
    На какой слог должно быть ударение в слове "ветрами"?
    Заранее благодарю за ответ.
    С уважением, Галина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, в данном слове ударение должно падать на 1-ый слог. В трудных случаях ударение в формах слова можно посмотреть в Викисловаре: http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80

      Удалить
    2. Марина, спасибо Вам огромное!
      В поэзии правильное ударение очень важно. Есть у меня стихотворение, которое один из авторов хочет сделать песней, но при условии, что я поменяю местами слова и в итоге ударение в слове сместилось бы на второй слог, т.е. стало бы "ветрАми".
      Строчку я отстояла, но потом засомневалась в себе... Поэтому и обратилась к Вам за помощью.
      В знак благодарности приглашаю Вас почитать мои стихи. Это ссылка на то самое стихотворение, о котором я писала выше,
      http://www.stihi.ru/2013/08/14/4195
      на моей странице на сайте Стихи.ру. У нас там вирусов нет, не опасайтесь.
      С уважением, Галина.

      Удалить
    3. Галина, спасибо за ссылку! Прекрасные стихи! Рада, что помогла )

      Удалить