среда, 9 ноября 2011 г.

Морфологические нормы. Употребление причастий и деепричастий (подготовка к заданию А3)

Статья содержит теорию и 3 теста.


1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ

Смешение возвратных и невозвратных причастий ведёт к ошибке: 
Федеральные войска, сражающие (вместо правильной формы: сражающиеся) на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.

Примечание: возвратными причастиями являются те, которые имеют возвратный суффикс  -СЯ.

Смешение действительных и страдательных причастий ведёт к ошибке:
Девочка, воспитывающаяся (вместо правильной формы: воспитываемая) бабушкой, учится хорошо.

Примечание: 
  • действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета, и имеют суффиксы -УЩ- (-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-), - ВШ-, -Ш-;
  • страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета, и имеют суффиксы -ЕМ- (-ОМ-), -ИМ-, -НН-, -ЕНН- (-ЁНН-), -Т-.

Запомните:
  • отсутствуют формы причастий на -ЩИЙ от глаголов совершенного вида, а также причастий с частицей БЫ (нельзя употреблять: сделающий, вздумающий; вызвавшее бы возражение);
  • литературными являются формы причастий: забредший, приобретший, приплётший, вышибленный, заклеймённый, изрешечённый, обезопасенный, пронзённый, спелёнатый и спелёнутый;
  • бесприставочные глаголы с суффиксом -НУ- сохраняют его и в причастиях (глохнувший, липнувший), а приставочные - теряют (оглохший, прилипший).

Тест 90. Определите, какие ошибки ( а) использование неправильных форм причастий; б) смешение возвратных и невозвратных причастий) допущены при использовании причастий в следующих предложениях:

1. Трудно найти студента, согласившегося бы писать курсовую на эту тему.
2. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.
3. В деле не было материалов, засвидетельствовавших бы его причастность к случившемуся.
4. В следующем туре соревнований будут участвовать спортсмены, сумеющие пробежать стометровку менее чем за десять секунд.
5. Пленники, попытающиеся убежать, будут жестоко наказаны.
6. Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают в промышленные центры страны.
7. Колыхающее пламя отражается в воде.
8. Коровы, отправляющиеся на убой, громко мычали.
9. В центре повести представитель нарождающегося класса буржуазии.
10. Задание, выполняющееся нами, не вызывает затруднений.


2. УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ                                  

Запомните:
  • литературными являются формы деепричастий на -В (не на -ВШИ!): встретив, купив, подумав, сняв (не встретивши, купивши, подумавши, снявши);
  • из вариантов: высунув - высуня, положив - положа, разинув - разиня, скрепив - скрепя, сломив - сломя - литературными являются первые формы; вторые формы устарели и сохраняются лишь во фразеологических сочетаниях (скрепя сердце, сломя голову, положа руку на сердце и т.д.)


Тест 91. Отметьте правильный вариант.

1. а) скрестивши, б) скрестив
2. а) вспомня, б) вспомнив
3. а) приложа, б) приложив
4. а) скрепя, б) скрепив
5. а) спустив, б) спустя
6. а) купивши, б) купив


Тест 92. Отметьте ошибки в образовании и употреблении форм причастий и деепричастий.

1. И только присмотрясь внимательно, я заметил в его глазах усталость.
2. Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоявшей из артистов Мурманского драмтеатра.
3. Волею случая герой повести знакомится с мэром и получает давно мечтаемую должность.
4. Я это плохо помню, потому что был выпивши.
5. А.Твардовский, удачно использовав метафоры, придал языку поэмы особую выразительность.
6. Особенно бросающими в глаза являются эпитеты.
7. Ученики, напишущие плохо домашнее сочинение, должны будут его переписать.
8. Каждый студент, пожелавший бы сдавать экзамены досрочно, должен подать заявление в деканат.
9. Нисколько не стараясь узнавать окрестные места, я пошёл прямо по звёздам.
10. Люди, встретившиеся нам, приехали в эти края недавно.


Источник:  Т.Б.Карпова, Е.А.Баженова, Л.Р.Дускаева "Нормы русского языка в таблицах и тестах" Пермь 2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий